Асбест – редкий и ценный минерал, занимающий особое место среди других минералов. Греческие слова хризотил и асбест в переводе означают тонкий волос и неугасимый, неразрушимый.
Хризотил–асбест – единственный из минералов, имеющий тонковолокнистую структуру.Уникальные свойства асбеста породили множество легенд о нем. В средние века его считали шерстью саламандры-диковинной ящерицы, живущий в огне; перьями сказочной птицы Феникс, на Урале называли его каменой куделью и горным льном и ткали из него салфетки и скатерти, не горящие в огне.
Асбест известен человечеству с древних времен в Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Китае, Индии, Арабском Востоке. Благодаря волокнистому строению асбест издревле служил пряжей для несгораемых тканей.
И жрецы в древнем Китае и Индии поражали людей, проходя сквозь огонь целыми и невредимыми в асбестовых одеждах.В 1 веке нашей эры из асбестовой ткани делали одежду для воинов, обслуживающих машину с «греческим огнем». Через полторы тысячи лет в 1829 г. в Италии и Франции впервые сшили одежду из асбеста для пожарных.В России первое месторождение хризотил-асбеста было открыто в 1720 г. на реке Тагил около Невьянского завода (Средний Урал) местным жителем Софроном Согрою.
При прядении асбестовые волокна смешивали со льном и добавляли растительное масло; готовые изделия прокаливали для удаления масла. Из асбестового полотна шили фартуки, рукавицы, колпаки для рабочих металлургических заводов, плели платки, перчатки, чулки, делали бумаги.В 1885 г. землемером А. П. Лодыженским было открыто крупнейшее месторождение хризотил-асбеста – Баженовское.
Затихший было интерес к асбесту вспыхнул с новой силой с 1901 г. с первым изготовлением асбестоцементных изделий. Значительно возросло во всем мире потребление асбеста во время второй мировой войны.
Особенно много асбеста применяли в производстве боевой техники, в основном для теплоизоляции корпусов и при строительстве фортификационных сооружений. В некоторых европейских странах асбест начали применять при изготовлении железнодорожных шпал и укладке покрытий высокоскоростных дорог.В настоящее время хризотил-асбест применяют в разных областях – от космической техники до производства тканей, тормозных колодок, строительных материалах; это порошковая, листовая, тканевая огнезащитная изоляция для корпусов судов, узлов двигателей, огнезащитные краски и обложки, огнезащитные ткани для театральных занавесей, для одежды пожарных, металлургов, электросварщиков, исследователей вулканов.В смеси с синтетическими смолами асбест применяют при изготовлении фрикционных материалов, тормозных накладок, тормозных систем для автолюбителей, тракторов, авиа и железнодорожного транспорта, космической техники, уплотнительных прокладок для сосудов, работающих под высоким давлением и разрежением.В смеси с гидравлическими вяжущими производится асбестоцемент, с битумным связующим-кровельные покрытия и асфальтобетонные смеси для дорожного строительства и т. д.Несмотря на антиасбестовую кампанию, развернутую в прошлом веке, объем выпуска асбеста в мире достиг 2,1 млн т (в России, Китае, Канаде, Бразилии, Зимбабве, Индии, США), потому что хризотил-асбест – материал с удивительной совокупностью физико-механических свойств, которой не обладает ни один из природных или искусственных материалов.А, кроме того, по данным последних исследований ведущих токсикологических лабораторий в Швейцарии, Германии, США, хризотил является самым безопасным волокном среди аналогичных материалов и искусственных заменителей (целлюлоза, волокно арамида и керамическое волокно).
Все остальные разговоры о вреде хризотила – ни что иное как политика.